г. Санкт-Петербург, Арцеуловская аллея д.23, кор.1 помещение 1437
sales@kirishigroup.ru

+7 (812) 339-54-52
многоканальный
Новости Кириши Групп

Где у бензина границы

16 Апреля 2024

Практически месяц назад, когда выпуск бензина в России серьезно упал из-за атак украинских дронов, в своей колонке я предлагал нарастить импорт топлива из Белоруссии и увеличить бюджетные субсидии для НПЗ (см. “Ъ” от 19 марта). С тех пор правительство довольно умело провело отрасль через наиболее острую стадию потенциального бензинового кризиса, заставив нефтяные компании дозагрузить заводы, улучшив логистику за счет предоставления бензину приоритета при железнодорожных перевозках, а также действительно организовав импорт из Белоруссии в объеме 100 тыс. тонн бензина в месяц. 


При этом нефтяные компании смогли весьма оперативно починить больше половины пострадавших от атак установок, а недостаток топлива в конце марта — начале апреля был компенсирован из запасов.


Сейчас ситуация с точки зрения объема предложения бензина уже не выглядит такой опасной, как еще месяц назад. Однако появился новый фактор, который может нарушить баланс рынка в ближайшие месяцы,— рост цен на нефть. За последние полтора месяца цены выросли на $10, превысив на прошлой неделе $90 за баррель марки Brent впервые с октября. Поскольку рубль особенно не укрепился, рентабельность экспорта топлива из РФ существенно возросла. 


Это хорошо заметно по разнице оптовых цен на дизтопливо, экспорт которого разрешен, и на 95-й бензин, который с марта вывозить нельзя,— дизтопливо дороже на 5 тыс. руб. на тонну.

Но раз экспорт бензина закрыт, то, казалось бы, и волноваться не о чем. Однако практика показывает, что это не так: если разрыв между внутренними и экспортными ценами на бензин достаточно большой, находятся способы обойти запрет. 


Так, нефтекомпании могут сократить выпуск товарного бензина и вместо этого производить его компоненты — нафту и риформат, экспорт которых не запрещен. Попытки регуляторов запретить экспорт компонентов могут оказаться деструктивными, так как некоторые НПЗ выпускают нафту, но не имеют установок вторичной переработки для производства бензина. В таком случае запрет экспорта может привести к снижению переработки.


Собственно, наиболее простым решением проблемы было бы точечное увеличение демпфера — бюджетных субсидий для НПЗ — на выпуск бензина. Рост цен на нефть и тот факт, что рубль при этом не укрепляется, дает Минфину дополнительные бюджетные доходы, которые можно потратить на временное (в течение лета) увеличение демпфера. В противном случае Минэнерго придется в еще большей степени, чем сейчас, погружаться в ручное регулирование отрасли, в попытках отслеживать загрузку едва ли не каждой крупной установки. 


Сложно сказать, насколько такая практика может быть успешной — она сработала в этом марте на фоне президентских выборов, но не принесла особых результатов летом прошлого года, когда цены на топливо взлетели вслед за ценами на нефть на фоне ослабления рубля.




Количество показов: 201

Возврат к списку


...

Новости

15.08.2016 Об объеме производства нефтепродуктов и потребительских ценах на них с 1 по 7 августа 2016 года
Количество показов: 20841

01.08.2016 Обзор российского крупнооптового топливного рынка
Количество показов: 15772

28.06.2016 Обзор российского мелкооптового топливного рынка
Количество показов: 13879

22.06.2016 Обзор ситуации на топливном рынке Санкт-Петербурга
Количество показов: 13056

06.06.2016 Обзор ситуации на российском крупнооптовом рынке нефтепродуктов
Количество показов: 15488

01.06.2016 Обзор российского мелкооптового топливного рынка
Количество показов: 16488

18.05.2016 Обзор рынка нефтепродуктов СЗФО
Количество показов: 13648

09.05.2016 С Днем ПОБЕДЫ
Количество показов: 14399

13.04.2016 Обзор рынка нефтепродуктов Санкт-Петербурга
Количество показов: 14564

15.03.2016 Ставки акцизов на нефтепродукты в 2014-2016 гг.
Количество показов: 14768


Новости 151 - 160 из 176
Начало | Пред. | 14 15 16 17 18 | След. | Конец Все

Региональные биржевые индексы