Практически месяц назад, когда выпуск бензина в России серьезно упал из-за атак украинских дронов, в своей колонке я предлагал нарастить импорт топлива из Белоруссии и увеличить бюджетные субсидии для НПЗ (см. “Ъ” от 19 марта). С тех пор правительство довольно умело провело отрасль через наиболее острую стадию потенциального бензинового кризиса, заставив нефтяные компании дозагрузить заводы, улучшив логистику за счет предоставления бензину приоритета при железнодорожных перевозках, а также действительно организовав импорт из Белоруссии в объеме 100 тыс. тонн бензина в месяц.
При этом нефтяные компании смогли весьма оперативно починить больше половины пострадавших от атак установок, а недостаток топлива в конце марта — начале апреля был компенсирован из запасов.
Сейчас ситуация с точки зрения объема предложения бензина уже не выглядит такой опасной, как еще месяц назад. Однако появился новый фактор, который может нарушить баланс рынка в ближайшие месяцы,— рост цен на нефть. За последние полтора месяца цены выросли на $10, превысив на прошлой неделе $90 за баррель марки Brent впервые с октября. Поскольку рубль особенно не укрепился, рентабельность экспорта топлива из РФ существенно возросла.
Это хорошо заметно по разнице оптовых цен на дизтопливо, экспорт которого разрешен, и на 95-й бензин, который с марта вывозить нельзя,— дизтопливо дороже на 5 тыс. руб. на тонну.
Но раз экспорт бензина закрыт, то, казалось бы, и волноваться не о чем. Однако практика показывает, что это не так: если разрыв между внутренними и экспортными ценами на бензин достаточно большой, находятся способы обойти запрет.
Так, нефтекомпании могут сократить выпуск товарного бензина и вместо этого производить его компоненты — нафту и риформат, экспорт которых не запрещен. Попытки регуляторов запретить экспорт компонентов могут оказаться деструктивными, так как некоторые НПЗ выпускают нафту, но не имеют установок вторичной переработки для производства бензина. В таком случае запрет экспорта может привести к снижению переработки.
Собственно, наиболее простым решением проблемы было бы точечное увеличение демпфера — бюджетных субсидий для НПЗ — на выпуск бензина. Рост цен на нефть и тот факт, что рубль при этом не укрепляется, дает Минфину дополнительные бюджетные доходы, которые можно потратить на временное (в течение лета) увеличение демпфера. В противном случае Минэнерго придется в еще большей степени, чем сейчас, погружаться в ручное регулирование отрасли, в попытках отслеживать загрузку едва ли не каждой крупной установки.
Сложно сказать, насколько такая практика может быть успешной — она сработала в этом марте на фоне президентских выборов, но не принесла особых результатов летом прошлого года, когда цены на топливо взлетели вслед за ценами на нефть на фоне ослабления рубля.
01.02.2024
Прозрачная надежда: власти готовят меру сдерживания роста цен на топливо
Количество показов: 840
25.01.2024
Топливу — фильтр: бизнес призвал кабмин ограничить интернет-торговлю бензином
Количество показов: 236
24.01.2024
За 14 дней оптовые цены на бензин выросли на 15%
Количество показов: 237
22.01.2024
По-хорошему не хотят. Цены на бензин на историческом максимуме, речь снова идет о запрете экспорта
Количество показов: 398
18.01.2024
В России сократился объем производства топлива
Количество показов: 454
15.01.2024
Может ли в 2024 году повториться топливный кризис осени 2023 года
Количество показов: 540
11.12.2023
Почему топливо в рознице дешевеет медленнее, чем на бирже
Количество показов: 662
01.12.2023
Вышло баком: в 58 регионах РФ зафиксирован рост цен на дизель. В Госдуме намерены предложить кабмину вернуть запрет на экспорт топлива
Количество показов: 1252
28.11.2023
Цены на сжиженный газ в России взлетели до максимума за два года
Количество показов: 661
09.11.2023
В РФ обсуждают снятие запрета на экспорт бензина Аи-95 и Аи-92
Количество показов: 804