УТВЕРЖДЕН
Решением Комиссии
Таможенного союза
от 18 октября 2011 года N 826
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
ТР ТС 013/2011
О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту
(с изменениями на 2 декабря 2015 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
решением Совета ЕЭК от 23 июня 2014 года N 43 (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org, 30.06.2014);
решением Совета ЕЭК от 28 апреля 2015 года N 36 (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org, 25.06.2015);
решением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84 (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eaeunion.org, 23.12.2015).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящий Технический регламент принят решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 826.
В решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 826 внесены изменения:
решением Коллегии ЕЭК от 25 июня 2014 года N 95.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
1. Настоящий технический регламент Таможенного союза (далее - Технический регламент ТС) - разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.
2. Настоящий технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее - топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
1.1. Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
1.2. Технический регламент ТС устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.
1.3. Технический регламент ТС не распространяется на топливо, поставляемое по государственному оборонному заказу, на экспорт за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, находящееся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также для нужд собственного потребления на нефтяных промыслах и буровых платформах.
2.1. В Техническом регламенте ТС применяются следующие термины и их определения:
автомобильный и авиационный бензин - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением;
выпуск в обращение - первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю;
дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия;
изготовитель - юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
импортер - резидент государства-члена ТС, который заключает с нерезидентом государства ТС внешнеторговый договор на передачу топлива, и осуществляет хранение и реализацию (оптовая и (или) розничная торговля) этого топлива и несет ответственность за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
мазут - топливо, получаемое из продуктов переработки нефти, газоконденсатного сырья и предназначенное для транспортных средств, стационарных котельных и технологических установок;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 июля 2014 года решением Совета ЕЭК от 23 июня 2014 года N 43.
марка топлива - словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс;
обращение топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение;
октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;
опытно-промышленная партия - партия продукции, изготовленная по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний соответствия заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению;
партия топлива - количество топлива одной марки, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом);
потребитель - юридическое либо физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее паспортизированное топливо для собственных нужд;
присадка - вещество, добавляемое в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств;
продавец - юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства-члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства-члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС;
судовое топливо - жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках;
топливо для реактивных двигателей - жидкое топливо для использования в реактивных авиационных двигателях;
уполномоченное изготовителем лицо - юридическое либо физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством-членом ТС, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении топлива на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие топлива требованиям Технического регламента ТС;
цетановое число - показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы;
экологический класс топлива - классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.
3.1. Допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.
3.2. При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о:
наименовании и марке топлива;
соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.
При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года решением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84.
____________________________________________________________________
Требования к размещению информации при розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, содержащиеся в абзаце четвертом пункта 3.2 настоящей статьи, установленные до дня вступления в силу решения Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84, действуют до 1 июля 2016 года. - См. пункт 2 решения Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
По требованию потребителя, продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.
3.3. Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в приложении 1.
4.1. Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 2 к Техническому регламенту ТС.
4.2. Не допускается применение в автомобильном бензине металлосодержащих присадок (содержащих марганец, свинец и железо).
Применение ароматических аминов (монометиланилинов) на территории Республики Беларусь запрещено.
4.3. Автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.
4.4. Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к Техническому регламенту ТС.
4.5. До 1 января 2018 года в Кыргызской Республике и в Республике Казахстан, наряду с выпуском в обращение (обращение) дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС, допускается выпуск в обращение дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с цетановым числом не менее 45 и массовой долей серы не более 2000 мг/кг и без нормирования показателей "смазывающая способность" и "массовая доля полициклических ароматических углеводородов" при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июля 2015 года решением Совета ЕЭК от 28 апреля 2015 года N 36; в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года решением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84.
Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.
4.6. Не допускается применение в дизельном топливе металлосодержащих присадок, за исключением антистатических присадок.
4.7. Мазут должен соответствовать требованиям, определенным приложением 4 Технического регламента ТС.
4.8. Топливо для реактивных двигателей должно соответствовать требованиям, определеннымприложением 5 Технического регламента ТС.
4.9. Топливо для реактивных двигателей не должно содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства.
4.10. Авиационный бензин должен соответствовать требованиям, определенным приложением 6 Технического регламента ТС.
4.11. Авиационный бензин с октановым числом не менее 99,5 и сортностью не менее 130 может содержать краситель голубого цвета.
4.12. Судовое топливо должно соответствовать требованиям, определенным приложением 7Технического регламента ТС.
4.13. Каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).
Паспорт должен содержать:
наименование и обозначение марки топлива;
наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);
обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии);
нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС;
дату выдачи и номер паспорта;
подпись лица, оформившего паспорт;
сведения о декларации соответствия;
сведения о наличии присадок в топливе.
4.14. Сопроводительная документация на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняется на русском языке и на государственном языке государства-члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.
5.1. Безопасность топлива обеспечивается соблюдением требований, установленных настоящим Техническим регламентом.
5.2. Правила и методы исследований (испытаний), в том числе отбора проб, необходимые для исполнения требований технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции устанавливаются в межгосударственных стандартах, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) - национальных (государственных) стандартах государств-членов Таможенного союза.
6.1. Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия.
Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель.
При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером.
Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленной в настоящей статье и описанной в Приложении 8 к Техническому регламенту ТС.
Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза.
Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории.
Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза.
6.2. Подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС осуществляется:
для серийно выпускаемых топлив - по схемам 3д или 6д;
для топлив, выпускаемых или ввозимых партиями - по схеме 4д;
для опытно-промышленных партий - по схеме 2д для автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, по схеме 4д для авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей.
6.2.1. Для серийно выпускаемого топлива заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе:
- протокол (протоколы) испытаний топлива;
- копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии и при декларировании по схеме 6д);
- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
6.2.2. Для топлива, выпускаемого или ввозимого партиями, заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе:
- протокол (протоколы) испытаний топлива;
- копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
- документы, идентифицирующие и подтверждающие качество каждой ввезенной партии топлива (паспорт);
- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);
- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
6.2.3. Для опытно-промышленных партий заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС в следующем составе:
- протокол (протоколы) испытаний топлива;
- документы, идентифицирующие и подтверждающие качество опытно-промышленной партии топлива (паспорт);
- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);
- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
6.3. Декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной базе данных Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме по уведомительному принципу. Срок действия декларации о соответствии начинается с даты её регистрации.
Декларации о соответствии топлива регистрируются на срок:
при подтверждении соответствия по схеме 3д - не более 3 лет;
при подтверждении соответствия по схемам 4д и 2д - с учетом срока хранения данного топлива, но не более 3 лет;
при подтверждении соответствия по схеме 6д - не более 5 лет.
7.1. Государство-член ТС обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства-члена ТС, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента ТС.
О принятом решении уведомляются другие государства-члены ТС.
7.2. В течение 3 лет со дня вступления в силу Технического регламента ТС допускается обращение топлива, выпущенного в обращение до дня вступления в силу Технического регламента ТС.
7.3. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 июля 2014 года решением Совета ЕЭК от 23 июня 2014 года N 43; в редакции, введенной в действие с 5 июля 2015 года решением Совета ЕЭК от 28 апреля 2015 года N 36; в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 годарешением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84.
Определение содержания марганца, железа, монометиланилина для Республики Казахстан начинает осуществляться не позднее 1 января 2014 года.
Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса КЗ допускается на территории:
Республики Армения - по 31 декабря 2016 года;
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2016 года решением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84)
Республики Беларусь - по 31 декабря 2014 года;
Республики Казахстан - по 31 декабря 2017 года;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июля 2015 года решением Совета ЕЭК от 28 апреля 2015 года N 36; в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года решением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84.
Кыргызской Республики - по 31 декабря 2017 года;
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2016 года решением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84)
Российской Федерации - по 31 декабря 2014 года.
Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории:
Республики Армения - по 31 декабря 2016 года;
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2016 года решением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84)
Республики Беларусь - по 31 декабря 2015 года;
Российской Федерации - по 1 июля 2016 года.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года решением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84.
Переход на выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июля 2015 года решением Совета ЕЭК от 28 апреля 2015 года N 36; в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года решением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84.
Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К5 не ограничен.
7.4. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 июля 2014 года решением Совета ЕЭК от 23 июня 2014 года N 43; в редакции, введенной в действие с 5 июля 2015 года решением Совета ЕЭК от 28 апреля 2015 года N 36; в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года решением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84.
Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К3 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. Указанный запрет действует на территориях:
Республики Армения - со 2 января 2016 года;
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2016 года решением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84)
Республики Казахстан - с 1 января 2018 года;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июля 2015 года решением Совета ЕЭК от 28 апреля 2015 года N 36; в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года решением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84.
Кыргызской Республики - с 1 января 2018 года;
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2016 года решением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84)
Российской Федерации - с 1 января 2015 года.
Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории:
Республики Армения - по 31 декабря 2015 года;
(Абзац дополнительно включен со 2 января 2016 года решением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84)
Республики Беларусь - по 31 декабря 2014 года;
Российской Федерации - по 31 декабря 2015 года.
Переход на выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июля 2015 года решением Совета ЕЭК от 28 апреля 2015 года N 36; в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года решением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84.
Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К5 не ограничен.
Приложение 1
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному и
авиационному бензину, дизельному и
судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
(с изменениями на 23 июня 2014 года)
1. Обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
1.1. Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин.
1.2. Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом.
1.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.
2. Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
2.1. Первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2014 года решением Совета ЕЭК от 23 июня 2014 года N 43.
2.2. Вторая группа: буквы Л (летнее), 3 (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения.
2.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.
3. Обозначение марки может включать торговую марку (товарный знак) изготовителя.
Приложение 2
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному и
авиационному бензину, дизельному и
судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
Характеристики | Единица | Нормы в отношении экологического класса | |||
автомобильного бензина | измерения | К2 | К3 | К4 | К5 |
Массовая доля серы, не более | мг/кг | 500 | 150 | 50 | 10 |
Объемная доля бензола, не более | % | 5 | 1 | 1 | 1 |
Массовая доля кислорода, не более | % | не определяется | 2,7 | 2,7 | 2,7 |
Объемная доля углеводородов, не более: | % | ||||
ароматических | не определяется | 42 | 35 | 35 | |
олефиновых | не определяется | 18 | 18 | 18 | |
Октановое число: | - | ||||
по исследовательскому методу, не менее | 80 | 80 | 80 | 80 | |
по моторному методу, не менее | 76 | 76 | 76 | 76 | |
Давление насыщенных паров: | кПа | ||||
в летний период | 35-80 | 35-80 | 35-80 | 35-80 | |
в зимний период | 35-100 | 35-100 | 35-100 | 35-100 | |
Концентрация железа, не более | мг/дм | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие |
Концентрация марганца, не более | мг/дм | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие |
Концентрация свинца*, не более | мг/дм | 5 | 5 | 5 | 5 |
Объемная доля монометиланилина, не более | % | 1,3 | 1,0 | 1,0 | отсутствие |
Объемная доля оксигенатов, не более: | % | ||||
метанола** | не определяется | 1 | 1 | 1 | |
этанола | не определяется | 5 | 5 | 5 | |
изопропанола | не определяется | 10 | 10 | 10 | |
третбутанола | не определяется | 7 | 7 | 7 | |
изобутанола | не определяется | 10 | 10 | 10 | |
эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле | не определяется | 15 | 15 | 15 | |
других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210°С) | не определяется | 10 | 10 | 10 | |
* - для Российской Федерации для экологических классов К2, К3, К4 и К5 отсутствие, |
Приложение 3
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному и
авиационному бензину, дизельному и
судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
(с изменениями на 23 июня 2014 года)
Характеристики дизельного | Еди- | Нормы в отношении экологического класса | |||
топлива* | ница изме- | К2 | К3 | К4 | К5 |
Массовая доля серы, не более | мг/кг | 500 | 350 | 50 | 10 |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже: | °С | ||||
для летнего и межсезонного дизельного топлива | 40 | 40 | 55 | 55 | |
для зимнего и арктического дизельного топлива | 30 | 30 | 30 | 30 | |
Фракционный состав - 95 процентов объемных перегоняется при температуре, не выше | °С | 360 | 360 | 360 | 360 |
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более | % | - | 11 | 11 | 8 |
Цетановое число для летнего дизельного топлива, не менее | - | 45 | 51 | 51 | 51 |
Цетановое число для зимнего и арктического дизельного топлива, не менее | - | не опре- | 47 | 47 | 47 |
(Строка в редакции, введенной в действие с 10 июля 2014 года решением Совета ЕЭК от 23 июня 2014 года N 43. | |||||
Смазывающая способность, не более | мкм | не опре- | 460 | 460 | 460 |
Предельная температура фильтруемости, не выше: | °С | ||||
летнее дизельное топливо | не опре- | не определяется | не определяется | не определяется | |
дизельного топлива зимнего** | минус 20 | минус 20 | минус 20 | минус 20 | |
дизельного топлива арктического | минус 38 | минус 38 | минус 38 | минус 38 | |
дизельного топлива межсезонного*** | минус 15 | минус 15 | минус 15 | минус 15 | |
* допускается содержание в дизельном топливе не более 7% (по объему) метиловых эфиров жирных кислот. | |||||
** для Республики Казахстан не более минус 15°С для экологических классов К2, К3, К4 и К5. | |||||
*** для Республики Казахстан не более минус 5°С для экологических классов К2, К3, К4 и К5. |
Приложение 4
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному и
авиационному бензину, дизельному и
судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
(В редакции, введенной в действие
с 10 июля 2014 года
решением Совета ЕЭК
от 23 июня 2014 года N 43. -
См. предыдущую редакцию)
Требования к характеристикам мазута
(с изменениями на 2 декабря 2015 года)
Характеристика мазута | Единица измерения | Норма для флотского мазута | Норма для топочного мазута |
Массовая доля серы, не более | % | 2,0 | 3,5 |
Температура вспышки в открытом тигле, не ниже | ЄС | - | 90 |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже | ЄС | 80 | - |
Выход фракции, выкипающей до 350ЄС, не более | % об. | 17* | 17* |
Содержание сероводорода, не более | ppm | 10** | 10** |
_______________
* Норма устанавливается для Российской Федерации (для флотского мазута марки Ф-5 норма не более 22% об.).
** Норма устанавливается для Российской Федерации с 1 января 2015 года, для Республики Казахстан с 1 января 2017 года, для Республики Беларусь с 1 января 2019 года, для Республики Армения с 1 января 2015 года.
(Сноска в редакции, введенной в действие со 2 января 2016 года решением Совета ЕЭК от 2 декабря 2015 года N 84.
Приложение 5
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному и
авиационному бензину, дизельному и
судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
(В редакции, введенной в действие
с 10 июля 2014 года
решением Совета ЕЭК
от 23 июня 2014 года N 43. -
См. предыдущую редакцию)
Требования к характеристикам топлива для реактивных двигателей
Характеристика топлива для реактивных двигателей | Единица измерения | Норма в отношении летательных аппаратов с дозвуковой скоростью полета | ||
Джет А-1 | ТС-1 | РТ | ||
Кинематическая вязкость при температуре минус 40°С, не более | мм | - | 8* | 16 |
Кинематическая вязкость при температуре минус 20°С, не более | мм | 8 | 8** | 8** |
Температура начала кристаллизации, не выше | °С | - | минус 60*** | минус 60*** |
Температура замерзания, не выше | °С | минус 47 | - | - |
Содержание механических примесей и воды | - | отсутствие | отсутствие | отсутствие |
Фракционный состав: | ||||
10% отгоняется при температуре не выше | °С | 205 | 165 | 175 |
90% отгоняется при температуре не выше | °С | - | 230 | 270 |
98% отгоняется при температуре не выше | °С | - | 250 | 280 |
остаток от разгонки, не более | % | 1,5 | не нормируется | 1,5 |
потери от разгонки, не более | % | 1,5 | не нормируется | 1,5 |
Высота некоптящего пламени, не менее | мм | 25 | 25 | 25 |
или | ||||
при объемной доле нафталиновых углеводородов не более 3%, не менее | мм | 19 | - | - |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже | °С | 38 | 28 | 28 |
Объемная (массовая) доля ароматических углеводородов, не более | % | 25 | 20 (22) | 20 (22) |
Концентрация фактических смол, не более | мг/100 см | 7 | 5 | 4 |
Массовая доля общей серы, не более | % | 0,25 | 0,20 | 0,10 |
Массовая доля меркаптановой серы, не более | % | 0,003 | 0,003 | 0,003 |
Термоокислительная стабильность при контрольной температуре, не ниже | °C | 260 | 260 | 260 |
Перепад давления на фильтре, не более | мм рт.ст. | 25 | 25 | 25 |
Цвет отложений на трубке (при отсутствии нехарактерных отложений), не более | баллы по цветовой шкале | 3 | 3 | 3 |
Удельная электрическая проводимость*****: | пСм/м | |||
без антистатической присадки, не более | 10 | 10 | 10 | |
с антистатической присадкой | 50-600 | 50-600 | 50-600 |
_______________
* Норма устанавливается для Республики Казахстан.
** Норма устанавливается для Республики Беларусь и Российской Федерации.
*** Допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50°С, за исключением применения топлива в холодных и арктических климатических районах.
**** По требованию потребителей допускается определять термоокислительную стабильность для топлив при температуре не ниже 275°С.
***** Определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем.
Приложение 6
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному и
авиационному бензину, дизельному и
судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
Характеристики авиационного бензина | Единица измерения | Нормы |
Октановое число по моторному методу, не менее | - | 91 |
Сортность* (богатая смесь), не менее | - | 115 |
Температура начала кристаллизации, не выше | °С | минус 60 |
Содержание механических примесей и воды | - | отсутствие |
Давление насыщенных паров | кПа | 29,3-49 |
Фракционный состав: | ||
10 процентов отгоняется при температуре не выше | °С | 82 |
50 процентов отгоняется при температуре не выше | °С | 105 |
90 процентов отгоняется при температуре не выше | °С | 170 |
остаток от разгонки, не более | % | 1,5 |
потери от разгонки, не более | % | 1,5 |
Содержание фактических смол, не более | мг/100 см | 3 |
Массовая доля общей серы, не более | % | 0,03 |
Цвет | - | зеленый |
* - определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем. |
Приложение 7
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному и
авиационному бензину, дизельному и
судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
Требования к характеристикам судового топлива
Характеристики судового топлива | Единица измерения | Нормы |
Массовая доля серы, не более | % | 3,5 (по 31 декабря 2011 года) |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже | °С | 61 |
Приложение 8
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному и
авиационному бензину, дизельному и
судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
Схемы декларирования соответствия топлива*
Но- | Элементы схемы | Применение | Документ, подтверж- | ||
схе- | Испытания продукции, исследование типа | Оценка производства | Производст- | дающий соответствие | |
2д | Испытание партии продукции осуществляется в | - | - | Для опытно- | Декларация о соответствии на партию |
испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре) | Заявитель - изготовитель государства - члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза | продукции | |||
3д | Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) | - | Производст- | Для топлива, выпускаемого серийно, Заявитель - изготовитель государства члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо | Декларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно |
4д | Испытание партии топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) | - | - | Для партии топлива, Заявитель - изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо или импортер | Декларация о соответствии на партию топлива |
6д | Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) | сертификат системы менеджмента качества и инспекционный контроль органом по сертификации систем менеджмента | Производ- | Для топлива, выпускаемого серийно, Заявитель - изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо | Декларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно. |
* Согласно Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в техническом регламенте Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 621. |
1. Схема декларирования 2д
1.1. Схема 2д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации;
- проведение испытаний опытно-промышленной партии;
- принятие и регистрация декларации о соответствии.
1.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
1.3. Заявитель проводит испытания образцов продукции для обеспечения подтверждения заявленного соответствия продукции требованиям технического регламента. Испытания образцов продукции проводят по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
1.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
2. Схема декларирования 3д
2.1. Схема 3д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации;
- осуществление производственного контроля;
- проведение испытаний образцов топлива;
- принятие и регистрация декларации о соответствии.
2.2. Заявитель принимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемого топлива требованиям Технического регламента ТС, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
2.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.
2.4. С целью контроля соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС заявитель проводит испытания образцов топлива. Испытание образцов топлива проводится в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
2.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
3. Схема декларирования 4д
3.1. Схема 4д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации;
- проведение испытаний партии топлива;
- принятие и регистрация декларации о соответствии.
3.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
3.3. Заявитель проводит испытание образцов топлива для обеспечения подтверждения заявленного соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
3.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
4. Схема декларирования 6д
4.1 Схема декларирования 6д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации системы менеджмента;
- формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента;
- осуществление производственного контроля;
- проведение испытаний образцов топлива;
- принятие и регистрация декларации о соответствии;
- контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.
4.2. Изготовитель принимает все необходимые меры для того, чтобы процесс производства и стабильное функционирование системы менеджмента обеспечивали соответствие продукции требованиям технического регламента ТС.
4.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля и информирует орган по сертификации систем менеджмента обо всех запланированных изменениях в системе менеджмента.
4.4. Заявитель проводит испытание образцов топлива. Испытания образцов топлива проводится в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
4.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
4.6. Орган по сертификации систем менеджмента осуществляет инспекционный контроль за функционированием сертифицированной системой менеджмента.
При отрицательных результатах инспекционного контроля заявитель принимает одно из следующих решений:
- приостановить действие декларации о соответствии;
- отменить действие декларации о соответствии.
В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме заявителем вносится соответствующая запись.
5. Хранение технической документации
На единой таможенной территории Таможенного союза должен храниться комплект документов на:
- Выпускаемые серийно автомобильный и авиационный бензин, дизельное, судовое топливо и топливо для реактивных двигателей, мазут - у изготовителя или уполномоченного изготовителем лица в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства указанных автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута;
- партию автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута - у импортера в течение не менее 10 лет от даты реализации данную партию.
Комплект документов должен предоставляться органам государственного надзора по их требованию.
Текст Перечня межгосударственных стандартов, национальных (государственных) государств - членов Таможенного союза (до принятия межгосударственных стандартов), в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) и межгосударственных стандартов, национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза (до принятия межгосударственных стандартов), содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, см. по ссылке.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
27.09.2023
Цены на бензин и дизель на бирже вновь начали расти
Количество показов: 30
25.09.2023
В Госдуме назвали меру, способную стабилизировать цены на топливо
Количество показов: 30
21.09.2023
Новак: правительству удается сбалансировать топливный рынок
Количество показов: 50
18.09.2023
Правительство РФ рассматривает варианты стабилизации цен на топливо
Количество показов: 61
11.09.2023
Оптом дороже...
Количество показов: 180
08.09.2023
Урожай просит дизеля
Количество показов: 85
08.09.2023
Разрешат только НПЗ...
Количество показов: 119
05.09.2023
Уборка урожая оказалась затруднена из-за дефицита дизеля
Количество показов: 180
04.09.2023
Эксперты назвали последствия изменения топливного демпфера
Количество показов: 104
01.09.2023
Время собирать: Минэнерго обязалось исключить нехватку дизеля за две недели Какие меры предлагают власти и к какому развитию событий готовятся аграрии
Количество показов: 230