Буквально на днях мы увидели протокол совещания у заместителя председателя правительства Дмитрия Козака. В нем есть и направленные в сторону нефтяных компаний поручения и условия, и руководства к действию в отношении независимых операторов. Последнее, прямо скажем, насторожило и огорчило.
Два примера.
Федеральной налоговой службе (ФНС) и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России поручено провести внеплановые проверки деятельности «независимых» сетей АЗС, обратив особое внимание на организации, превышающие индикативный уровень цен – а это оптовые, закупочные цены — более чем на 4%.
Иными словами, если независимая АЗС зарабатывает более 4%, ее начинают пристально проверять. Причем 4% — это не чистая прибыль, а просто разница между закупкой и продажей, что соответствует примерно 1,5 рублям. Чтобы понимать, что это, видимо, просто чья-то ошибка, приведу две простые цифры. Стоимость доставки топлива до АЗС составляет примерно 1%, банковский эквайринг — 1,5% с суммы покупки. Таким образом, только доставка и оплата покупки «съедают» 2,5%. Общие же затраты АЗС на розлив одного литра топлива составляют 4-5 рублей, то есть 10-12%.
В результате действия этого пункта, если вы продали литр по цене выше, чем закупочная плюс 4%, к вам приходит налоговый инспектор. Никто не боится проверок. Вопрос только в том, что у нас рыночная экономика и правовое государство. А сейчас получилось, что закупочные цены зафиксированы, к ним привязали розничные без всякой доходности, дали команду «фас» и шаг в право-шаг влево… Ни одна независимая АЗС не выживет.
В тоже время этим же протоколом исключены санкции в отношении вертикально-интегрированных нефтяных компаний со стороны ФАС и ФНС. Так и сказано: «исключить применение мер ответственности…предусмотренные законодательством», «учитывать при проведении налогового контроля …. обязательства …, исключив соответствующее доначисление налога на прибыль».
То есть терпящие бедствие независимые АЗС, у которых продажа топлива единственный источник доходов, будут караться за убытки налоговой, а нефтяники, у которых есть экспорт, опт, розница будут «учитываться при проверке». Хотя будем все же надеяться что это ошибка.
Другой пример — фиксация цен у вертикально-интегрированных нефтяных компаний на весь следующий год, даже не взирая на марко- и микроэкономические ситуации, налоги и пр. Нефтяные компании могут поднять цены за январь только на 1,7%, а с февраля – на уровень инфляции. Для населения это наверное правильно. И мы тоже согласны на фиксацию розничных цен. Но тогда должны быть зафиксированы и оптовые цены, которые обеспечат хотя бы покрытие затрат и минимальную прибыль с учетом инвестиционных составляющих и банковских кредитов.
Если уж вводить ручное регулирование рынка, то нужно его вводить на всех этапах и не стоит пытаться встроить рынок в госрегулирование. Мы на это согласны, были бы понятны условия и обеспечена безрисковость бизнеса.
Пока в текущий момент, именно сейчас, биржа растет, топливо в опте явно недостаточно, хотя оптовые цены пошли вниз. К слову, поменялась и система координат. Раньше именно биржевые индексы служили основой для формирования оптовых цен, что логично. А теперь, когда оптовые цены зафиксированы протоколом, биржа не понятно для чего работает. Из рыночного инструмента биржа превратилась в ненужный придаток.
Оптовые цены резко начали повышаться с августа. Затем рост цен потихоньку начал перекидываться в розницу. По-другому и быть не может. Никакого запаса по маржинальности не было. Естественно, когда повышается закупочная цена, она отражается и на ценах АЗС.
Рынок дестабилизировали два основных фактора. Первое — на мировых рынках цена резко повысилась, а рубль обесценился, соответственно, продавать нефтепродукты на внешнем рынке стало намного выгоднее, чем на внутреннем. Второе — в августе-сентябре огромное количество нефтеперерабатывающих заводов встало на ремонт. То есть помимо того, что экспорт вырос, еще и выработка продукта сократилась.
Регуляторы, не будем называть фамилий, в замедленном действии на это все реагируют. Когда месяц-два говоришь, что назревает проблема, а они утешают, мол, все в порядке и никакой причины для паники нет, а потом вдруг: «Все, катастрофа! Надо срочно что-то делать».
При этом министр финансов Антон Силуанов заявляет, что с начала следующего года будет повышен акциз. Его доля в цене нефтепродуктов — около 10%. Если к повышению акциза прибавить увеличение НДС, то налоговая нагрузка возрастет еще сильнее. При этом правительство требует держать розничную цену и разрешает поднять ее только на 1,7%. А остальные почти 8% принять нефтяникам на себя. А с чего вдруг? Вы либо налоги не повышайте, либо розничные цены отпустите.
Нефтяные компании готовы принимать налоги на себя, но хотят получить что-то взамен. Демпфер, который сейчас обсуждается — возврат через фонд национального благосостояния, того же акциза. Но механизма демпфера нет. Акциз — это прямой налог, прямой сбор. Все понимают, как его администрировать, как будет собираться и т.д. А этот демпфер не прописан нигде. Получится странная ситуация: акциз введут 1 января, а демпфер возьмет и не сработает.
У всех одинаковая ситуация — что у независимых, что у вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Только независимые раньше среагировали повышением цен, потому что у вертикально-интегрированных компаний есть другие источники дохода. А у независимых их нет. Они вынуждены повышать цены, как только выработают ранее закупленное топливо.
Чтобы регулировать рынок нужно, в первую очередь, определить маржинальность автозаправочных станций. Нормальная маржинальность розницы — это 15% или примерно 6 рублей с литра. Такая сумма позволяет компенсировать затраты на продажу нефтепродуктов и хоть что-то зарабатывать. Если маржинальность ниже 15% — это уже симптом, нужно что-то делать на оптовом рынке.
На оптовом рынке очень много мер, которые нужно предпринять. Например, распродавать резервы из запасов «Росрезерва», когда возникает дефицит топлива и цены начинают расти. Но у нас сейчас наоборот происходит — «Росрезерв» закупает нефтепродукты. На рынке и так не хватает топлива, а «Росрезерв» дополнительно убирает нефтепродукты с рынка. Это же абсурд.
Ремонты НПЗ — отдельная история: Минэнерго согласовал ремонт НПЗ в один и тот же момент. Сразу девять НПЗ встали на ремонт. Почему нельзя ремонты распределить равномерно в течение года? В прошлом году Минэнерго договорился с «Газпром нефтью» и те поставили московский НПЗ в ремонт зимой. В московском регионе все спокойно прошло: не было никаких катаклизмов. Почему это не делается по всем остальным заводам не очень понятно. График ремонта НПЗ засекречен.
03.11.2023
Рынок перешел на ручное управление Государство ищет меры контроля цен на топливо
Количество показов: 862
26.10.2023
Дизельный велосипед: Ситуация с демпфером показала...
Количество показов: 1160
23.10.2023
Экономист дала прогноз, что будет с ценами на солярку и бензин к декабрю 23 года
Количество показов: 2113
20.10.2023
Нефтяники наращивают запасы зимнего топлива
Количество показов: 831
12.10.2023
ВИНКи нарастили продажи топлива на бирже после ограничения экспорта
Количество показов: 1080
09.10.2023
«Интерфакс»: нефтяным компаниям рекомендовали удерживать цены на АЗС на уровне 21 сентября
Количество показов: 1261
06.10.2023
Правительство утвердило новые системные меры для стабилизации рынка топлива
Количество показов: 1385
06.10.2023
В России с 1 октября восстанавливают топливный демпфер
Количество показов: 1668
27.09.2023
Цены на бензин и дизель на бирже вновь начали расти
Количество показов: 767
25.09.2023
В Госдуме назвали меру, способную стабилизировать цены на топливо
Количество показов: 1135