г. Санкт-Петербург, Арцеуловская аллея д.23, кор.1 помещение 1437
sales@kirishigroup.ru

+7 (812) 339-54-52
многоканальный
Новости Кириши Групп

Бензин не дотекает до рынка Из-за нехватки топлива цены на максимуме

18 Августа 2023 В России к августу назрел очередной топливный кризис из-за длительного роста оптовых цен на СПбМТСБ, который постепенно стал отражаться на рознице. В правительстве ситуацию намерены решить за счет увеличения обязательных продаж на бирже, а также ограничения числа экспортеров бензина, что должно увеличить его поставки внутри России. Но на рынке опасаются, что этот процесс затянется, а рынок останется дефицитным на фоне ухода на ремонт ряда НПЗ.

Котировки оптовых партий бензина в России по национальному индексу, которые устойчиво росли с начала весны на СПбМТСБ, к концу июля достигли исторического максимума. Так, цена марки АИ-92 на 24 июля составила 64,3 тыс. руб. за тонну, марке АИ-95 не хватило 22 руб., чтобы достигнуть 70 тыс. руб. Но следующие четыре дня стоимость топлива уверенно корректировалась, потеряв к 28 июля 6% и 4,9% соответственно.

Временное снижение котировок позволило сохранить среднемесячное значение индекса АИ-92 в европейской части России ниже законодательно установленной планки в 62,59 тыс. тонн, превышение которой означает для нефтекомпаний прекращение выплат по топливному демпферу. Этот механизм призван защищать внутренний рынок от резкого колебания цен на топливо. Если цена бензина и дизеля за рубежом становилась выгоднее поставок на внутренний рынок, нефтекомпании получали компенсацию от государства для повышения привлекательности внутреннего рынка. Если же разница была отрицательная, нефтяники возвращали в бюджет часть своей прибыли. В июле выплаты по демпферу составили 110,4 млрд руб.

Впрочем, коррекция цен на бензин была недолгой, и с 31 июля по 3 августа бензин снова дорожал на фоне роста спроса, возвращаясь к пиковым значениям, и затем опять терял в цене следующие три дня. К началу августа рекорды били и котировки летнего дизельного топлива. С 31 июля по 4 августа цена этого вида топлива выросла на 5,2%, до 60,1 тыс. за тонну, обновив исторический рекорд сентября 2022 года (тогда дизель стоил 58,86 тыс. руб. за тонну). К концу первой декады августа цена достигла 62,1 тыс. руб.


Источники «Денег» на рынке связывают такие колебания с ажиотажем на фоне предстоящей волны ремонтов нефтеперерабатывающих заводов и опасений дальнейшего дефицита и подорожания топлива. Собеседники «Денег» полагают, что скачки цен сохранятся, так как, если цена будет расти слишком интенсивно, нефтекомпании постараются поставлять на биржу дополнительные объемы для ее коррекции, чтобы не лишиться демпфера на август. Тем более что с сентября поставщики по решению правительства лишатся половины субсидии.

Бороться с ростом цен на бирже правительство намерено по крайней мере по двум направлениям, одобренным 25 июля вице-премьером Александром Новаком. Речь идет об увеличении на один процентный пункт нормативов обязательных продаж ряда нефтепродуктов на бирже и ограничении их экспорта из России. С 1 сентября нефтекомпании должны выставлять на торги минимум 13% от объема производства бензина и 9,5% — дизтоплива. Как отмечают участники торгов, поставки нефтекомпаний обычно и так существенно выше новых лимитов, так что не ждут большого эффекта от этой меры. При этом господин Новак поручил Минэнерго и ФАС продолжить работу с нефтекомпаниями по увеличению поставок топлива на внутренний рынок.

Есть вопросы на рынке и к ограничению числа экспортеров топлива из России. По замыслу Минэнерго, составление списка реальных производителей, которым будут разрешены поставки за рубеж, позволит остановить серый экспорт. Речь идет о ситуациях, когда компании, не выпускающие нефтепродукты (например, нефтебазы), покупают бензин или дизель на внутреннем рынке с учетом субсидии, но затем экспортируют его. Согласно данным источников «Денег», сейчас рассматривается несколько вариантов реализации этого механизма. Первый из них — лицензирование экспорта нефтепродуктов, что позволило бы избежать публикации списка экспортеров и их агентов. В то же время такой подход создает сложности с отслеживанием фактических объемов экспорта из-за большого числа организаций с такими лицензиями, отсутствия реальных рычагов воздействия, так как лицензии будут выдаваться на право экспорта всех нефтепродуктов, и высокой нагрузки на федеральные органы исполнительной власти. Аналогичные недостатки есть и у второго варианта — лицензирования с квотированием.

Еще один вариант экспортных ограничений предполагает формирование списка экспортеров нефтепродуктов, которые должны соответствовать набору жестких критериев. То есть под них будут подходить только ВИНКи и часть независимых НПЗ. Остальные участники рынка смогут поставлять топливо за рубеж только на основании агентских договоров с этими игроками. Но в этом случае вопрос снова упирается в необходимость раскрытия списка экспортеров, что несет санкционные риски. Так что против этого выступает большинство нефтяных компаний. Четвертый возможный подход — лицензирование экспорта с обязательным соответствием набору жестких критериев, среди которых — обеспеченность сырьем, производство автобензина и дизтоплива класса 5, начисление акцизов по этим товарам или заключенное соглашение о модернизации НПЗ с Минэнерго, а также продажа на бирже автобензина и дизтоплива класса 5. Дополнительным критерием может стать не менее 2 млрд руб. платежей суммарно по НДС, налогу на прибыль и НДПИ за три года, предшествующих году подачи запроса на экспортную лицензию.

Как отмечает глава «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов, судя по тому, что в правительстве еще много разногласий по оформлению ограничений, согласование формата и вступление в силу соответствующего указа может быть серьезно отсрочено или вовсе не состояться. Скорее всего, нефтяным компаниям и бирже придется самостоятельно пресекать серый экспорт посредством запросов информации у участников торгов и отключения провинившихся компаний, полагает эксперт.

Ольга Матвеева
Коммерсантъ

Количество показов: 2993

Возврат к списку


...

Новости

29.08.2023 Эксперт: некоторые АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток
Количество показов: 3181

28.08.2023 Солярный знак: почему дизель оказался в дефиците по всему миру Запасы топлива на одном из самых низких уровней в истории
Количество показов: 2091

18.08.2023 Бензин не дотекает до рынка Из-за нехватки топлива цены на максимуме
Количество показов: 3040

10.08.2023 Цена дизтоплива на российской бирже поставила рекорд шестой раз за месяц
Количество показов: 1104

09.08.2023 Снижение демпферных выплат нефтяникам повлияло на рост цены дизеля на бирже
Количество показов: 1484

04.08.2023 Выживут ли в России независимые АЗС
Количество показов: 8842

05.06.2023 Стоимость бензина обратила на себя внимание. Что происходит с биржевыми и розничными ценами на топливо
Количество показов: 1933

31.05.2023 «По итогам года цены вырастут». Как изменится стоимость бензина в России
Количество показов: 2116

09.03.2023 Аналитик Чеврычкин: рост биржевых цен на бензин в России не будет длительным
Количество показов: 2695

16.02.2023 Топливо обострилось к весне. Сокращение субсидий толкнуло вверх оптовые цены
Количество показов: 2686


Новости 41 - 50 из 175
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец Все

Региональные биржевые индексы